Соотношение компонентов дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения, разделов статьи, описывающей эмпирическое исследование, и разделов квалификационной работы, описывающей эмпирическое исследование Дедуктивно-номологическая модель предсказания/объяснения | Статья, описывающая эмпирические исследования | Квалификационная работа (курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация) | Служебные разделы, которые оформляются после того, как написан основной текст (см. ниже) | | Название (соответствует цели исследования, в которой зафиксирован тип исследования) – не более 12 слов Автор (авторы) — фамилия, имя отчество, ученая степень, занимаемая должность, место работы, e-mail Аннотация: 120 слов; содержит цель исследования, описание участников исследования, методики, результатов исследования, выводов. Ключевые слова: 5 – 10 основных терминов, без которых содержание работы не может быть понято (порядок – от наиболее общих, соответствующих проблеме, к описанию участников исследования, методик). | Титульный лист Название учреждения, где выполнялась работа Название работы (соответствует цели исследования в которой зафиксирован тип исследования) – не более 12 слов Фамилия, имя и отчество автора Ученая степень, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя Вид работы (курсовая, диплом, диссертация) Город и год Содержание (перечень всех разделов с указанием страниц. Аннотация: 120 слов; содержит цель исследования, описание участников исследования, методики, результатов исследования, выводов. Ключевые слова: 5 – 10 основных терминов без которых содержание работы не может быть понято (порядок – от наиболее общих, соответствующих проблеме, к описанию участников исследования, методик).Введение (5%) Выделяются следующие обязательные подразделы: — Актуальная психологическая проблема, в контексте которой проведено исследование — Теоретическая гипотеза. — Цель (фиксирует тип исследования). — Альтернативы исследовательской гипотезы. — Задачи исследования. — Обоснование применения определенных методик. — Предмет исследования. — Объект исследования. — Актуальность исследования. — Новизна исследования. — Теоретическая значимость. — Практическая значимость.Для кандидатских диссертаций выделяется специальный подраздел «Положения, выносимые на защиту» (2-3 положения, в которых реконструированные в работе факты представлены в форме законоподобных суждений (обобщений, закономерностей), т.е. так, как они могут быть включены в эксплананс для новых работ).Для кандидатских диссертаций обязательны специальные подразделы, которые приводятся в Автореферате: — Методы исследования — Апробация результатов исследования — Структура и объем | | Основные разделы | Основные разделы | ЭкспланансЭксплананс 1 | Введение (15%) (не выделяется специальным заголовком). — Актуальная психологическая проблема, в контексте которой проводится исследование — Краткий, но полный обзор литературы — Теоретическая гипотеза. — Цель (фиксирует тип исследования). — Альтернативы исследовательской гипотезы. — Обоснование применения определенных методик. — Задачи исследования. — Предмет исследования. — Объект исследования. — Актуальность исследования. | Глава 1. Критико-аналитический обзор литературы (должно быть содержательное название) (30%). (Введение) — Актуальная психологическая проблема, в контексте которой проводится исследование. — Цель обзора литературы. — Гипотеза обзора литературы. — Задачи обзора литературы. (Результаты) Число подразделов обзора равно числу задач обзора, названия подразделов обзора могут быть согласованы с содержанием задач. — История проблемы (краткая, но полная!). — Основные направления исследований. — Определения основных конструктов. — Возможность операционализации конструктов. — Основные методики. — Основные результаты. (Обсуждение результатов) — Формулируются основные результаты анализа литературы. — Устанавливается их соответствие гипотезе и цели обзора. Выводы из Обзора литературы: (их число равно числу задач обзора – они характеризуют современное состояние проблемы). На основании выводов формулируются: — Теоретическая гипотеза исследования. — Цель эмпирического исследования (фиксирует тип исследования). — Исследовательские гипотезы (содержательные альтернативы) эмпирического исследования. — Задачи эмпирического исследования. — Предмет (эмпирического) исследования. — Объект (эмпирического) исследования. — Актуальность (эмпирического) исследования. | Эксплананс 2 | Методика (30%). — Участники исследования. — Процедура исследования. — Использованные методики и аппаратура. — Показатели (способ регистрации показателей). — Переменные. — Статистические гипотезы. — Статистические критерии. — (Описание для моделирования) | Глава 2. Методика (20%). — Участники исследования. — Процедура исследования. — Использованные методики и аппаратура. — Показатели (способ регистрации показателей). — Переменные. — Статистические гипотезы. — Статистические критерии. — (Описание для моделирования) | Экспланандум | Результаты (40%). Раздел «Результаты» содержит число подразделов, равное числу задач (которые, как правило, соответствуют числу использованных методик); заголовки подразделов должны соответствовать содержанию задач. В каждом подразделе выделяются фрагменты, представляющие, в соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования: — описательные статистики анализируемых переменных; — классификации изучаемых явлений, объектов, событий, переменных; — сравнения величин переменных; — оценки сопряженности (связи) переменных; — описание динамики переменных; — отношение к статистическим гипотезам (какая из альтернатив отвергается — Н1 или Н0).Если исследование включает несколько серий (связанных с несколькими целями, multiple research), то в этом случае допускается после каждой исследовательской серии приводить локальное обсуждение результатов. | Глава 3. Результаты (30%) (Глава должна иметь содержательное название). Раздел «Результаты» содержит число подразделов, равное числу задач эмпирического исследования (которые, как правило, соответствуют числу использованных методик); заголовки подразделов должны соответствовать содержанию задач. В каждом подразделе выделяютсяобязательные фрагменты, представляющие, в соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования: — описательные статистики анализируемых переменных; — классификации изучаемых явлений, объектов, событий, переменных; — сравнения величин переменных; — оценки сопряженности (связи) переменных; — описание динамики переменных; — отношение к статистическим гипотезам (какая из альтернатив отвергается — Н1 или Н0). В кандидатских диссертациях может быть несколько исследовательских серий со своими задачами, но которые соответствуют одной цели и субординированы по отношению к ней. В этом случае допускается после каждой исследовательской серии приводить локальное обсуждение результатов. | Экспликатус Объяснение, Реконструкция факта. | Обсуждение результатов (10%)— Дается краткая формулировка основного результата (в терминах переменных). — Приводятся доказательства неартефактности результатов (доказывается репрезентативность, надежность, валидность процедуры измерения). — Полученные результаты сопоставляются с результатами других исследований (со сходными по ключевым моментам процедурами измерения, которые могут не включать сходство цели и теоретической гипотезы) для выявления их соответствий и/или противоречий. — Логически обосновывается отношения кисследовательской гипотезе, т.е. указывается то, какая из альтернативотвергается, а какая – остается для дальнейших фальсификаций (если оставаться в логике подтверждения, то возможен артефактный вывод вследствие предвзятости отношения к альтернативам, которые входят в исследовательскую гипотезу). — Определяется соответствиенеотвергнутой альтернативы и цели исследования (которая определяет тип исследования в терминах свойств объекта исследования (или переменных)), доказывается актуальность исследования, которая была заявлена во Введении (т.е. степень продвижения в решении актуальной психологической проблемы). После этого осуществляется переход от свойств объекта исследования к атрибутам предмета исследования. Здесь дается формулировка реконструированного факта. — Проводится сопоставлениереконструированного факта с другими возможными, в том числе и конкурирующими, объяснениями полученных результатов и приводятся доказательства наибольшего правдоподобия того объяснения, которого придерживается автор. Это соответствует уровню теоретической гипотезы. В том случае, если работа включает несколько исследовательских серий, в данном разделе проводится общее обсуждении результатов, интегрирующее результаты всех исследовательских серий. На основании этого формулируются: — новизна исследования, — теоретическая значимость, — практическая значимость, — Заключение — может быть отдельным заключительным фрагментом Обсуждения результатов, в котором содержатся предположения о возможных следствиях проведенного исследования и формулируются возможные цели и/или гипотезы для следующих работ. В Заключении можно подняться до уровня более дифференцированной формулировки теоретической гипотезы для того, чтобы: — конкретизировать формулировку теоретической гипотезы – этот пункт сопоставим с формулировками теоретической и практической значимости работы; — сформулировать цели и гипотезы для следующего этапа исследования; — или сделать и то, и другое. «Введение» и «Обсуждение результатов» должны содержать лишь частично пересекающиеся наборы источников литературы Выводы (5%). Число выводов равно числу задач плюс один вывод – формулировка цели или гипотезы для следующего исследования. Благодарности и признательность тем, кто помогал выполнению работы. Указание организаций и фондов, которые финансировали проведение исследований. Список литературы. Все источники (в алфавитном порядке), которые были использованы при написании текста и на которые даны ссылки в тексте; сначала русскоязычные, затем — иностранные. Приложение. Раздел может включать: — подробное описание методик, если они новые, к примеру, полный текст опросника; — «сырые» данные, например — протоколы, детские рисунки, сводные таблицы, которые необходимы для понимания сути работы, но увеличивают основной текст. Рисунки, таблицы, подписи к нимвключаются в текст «Методики» и «Результатов». | Глава 4. Обсуждение результатов (10%) — Дается краткая формулировка основного результата (в терминах переменных). — Приводятся доказательства неартефактности результатов (доказывается репрезентативность, надежность, валидность процедуры измерения). — Полученные результаты сопоставляются с результатами других исследований (со сходными по ключевым моментам процедурами измерения, которые могут не включать сходство цели и теоретической гипотезы) для выявления их соответствий и/или противоречий. — Логически обосновывается отношения кисследовательской гипотезе, т.е. указывается то, какая из альтернативотвергается, а какая – остается для дальнейших фальсификаций (если оставаться в логике подтверждения, то возможен артефактный вывод вследствие предвзятости отношения к альтернативам, которые входят в исследовательскую гипотезу). — Определяется соответствиенеотвергнутой альтернативы и цели исследования (которая определяет тип исследования в терминах свойств объекта исследования (или переменных)), доказывается актуальность исследования, которая была заявлена во Введении (т.е. степень продвижения в решении актуальной психологической проблемы). После этого осуществляется переход от свойств объекта исследования к атрибутам предмета исследования. Здесь дается формулировка реконструированного факта. — Проводится сопоставлениереконструированного факта с другими возможными, в том числе и конкурирующими, объяснениями полученных результатов и приводятся доказательства наибольшего правдоподобия того объяснения, которого придерживается автор. Это соответствует уровню теоретической гипотезы. В том случае, если работа включает несколько исследовательских серий, в данном разделе проводится общее обсуждении результатов, интегрирующее результаты всех исследовательских серий.На основании этого формулируются: — новизна исследования, — теоретическая значимость, — практическая значимость, — Заключение — может быть отдельным заключительным фрагментом Обсуждения результатов, в котором содержатся предположения о возможных следствиях проведенного исследования и формулируются возможные цели и/или гипотезы для следующих работ. В Заключении можно подняться до уровня более дифференцированной формулировки теоретической гипотезы для того, чтобы: — конкретизировать формулировку теоретической гипотезы – этот пункт сопоставим с формулировками теоретической и практической значимости работы; — сформулировать цели и гипотезы для следующего этапа исследования; — или сделать и то, и другое. Критико-аналитический обзор литературы и Обсуждение результатов должны содержать лишь частично пересекающиеся наборы источников литературы Выводы (5%) Число выводов равно числу задач плюс один вывод – формулировка цели или гипотезы для следующего исследования. Как правило, диссертационные работы включают несколько исследовательских серий, поэтому изложение выводов занимает несколько страниц.Благодарности и признательность тем, кто помогал выполнению работы. Указание организаций и фондов, которые финансировали проведение исследований.Список литературы. Все источники (в алфавитном порядке), которые были использованы при написании текста и на которые даны ссылки в тексте; сначала русскоязычные, затем — иностранные. Приложение. Раздел может включать: — подробное описание методик, если они новые, к примеру, полный текст опросника; — «сырые» данные, например — протоколы, детские рисунки, сводные таблицы, которые необходимы для понимания сути работы, но которые увеличивают основной текст. Рисунки, таблицы, подписи к нимвключаются в текст «Методики» и «Результатов». |
| |